Аэропорт Тикси находится в нескольких км севернее одноименного посёлка в Булунском районе, вплотную к бухте Тикси, залива моря Лаптевых.
Это самый северный аэропорт страны с военно-гражданским базированием.
Полёты отсюда совершают борта дальней и военной авиации (службы МО и ФСБ).
Гражданские рейсы: практически ежедневно - до Якутска, и по разу в неделю до Борогона, Булуна, Таймылыра.
История аэропорта
Аэропорт Тикси за годы своего существования много раз менял подчинение и структуру. До того как была простроена искусственная взлётно-посадочная полоса, аэродром располагался непосредственно в бухте Тикси: в летнее время на воде, работая как гидроаэропорт, а в зимнее время - на льду акватории.
В Тикси квартировался лётный и технический состав 24-ой отдельной транспортной эскадрильи.
Место под строительство сухопутного аэропорта было определено в 1947 году специальным заданием пилота Леонардо Крузе.
В 1953 году была сформирована авиадиспетчерская служба аэропорта, и он вошел, а ОГА - оперативную группу в Арктике, что позволило дальней авиации увеличить свои маршруты более чем на 2 тысячи км.
К 1953 году ВПП размером 2500х80 м имела качественное асфальтированное покрытие, для бортов ЛИ-2 и ИЛ -12. Рулёжные дорожки были построены в 1964 году, а ещё через 10 лет - расширены.
В те ж е годы ежегодно каждую зиму с момента появления устойчиво снежного покрова организовывался аэродром Тикси-Западный, его называют «тундровым», как запасной вариант на случай форс-мажоров. Лётная полоса формировалась укаткой снега настолько плотной, что могла принимать бомбардировщики стратегического назначения.
Аэропорт сегодня
С 2013 года Тикси открыт для бортов с максимальным взлётным весом 260 т Ил-18, Ан-26, и более лёгких моделей, а также любых типов вертолётов.
Сегодня в аэропорту присутствует военная инфраструктура, но прямого деления на военную и гражданскую часть нет: гражданские самолёты прибывают на стоянки, находящиеся ближе всего к терминалу.
Длина современной ВПП 3000х60 м, но её южный край практически уходит в воду бухты, в результате чего ежегодно подмывается морем, и отрезок в 250 м не используется. Современное покрытие - ЖБ плиты толщиной от 24 до 44 см, и габаритами 7х7 м, с армирующим каркасом 30х30 см.
Тикси находится в пограничной зоне, поэтому все прибывающие гражданские самолёты по прибытию досматриваются пограничниками: требуется местная прописка или пропуск
Рядом с аэропортом расположенная колоритная площадка длительного хранения, на ней стоят самолёты и вертолёты, которые больше не используются.
Гражданская авиация, совершающая вылеты из Тикси: Ан -24, Ан-26, Dash 8Q, авиакомпаний «Полярные линии» и «Якутия». Самый распространённый воздушный транспорт - вертолёт Ми-8. Военные вертолёты представлены современными моделями ВВС, и прежде всего Ми-26. Регулярные рейсы с военной части аэропорта Тикси выполняются на остров Котельный, где находится база «Северный клевер».
Пассажиропоток в 2020 г составил 17, 7 тыс. пассажиров.
Перспективы развития
В 2018 году был согласован проект реконструкции аэропорта. На его территории обустраиваются стояночные боксы для специализированной и автомобильной техники. Боксы в количестве 27 единиц будут располагаться в отдельном одноэтажном здании. 14 мест будет принадлежать наземным служба аэропорта, а 13 - займёт аварийно-спасательная техника. Площадка 100х55 м будет полностью закрытой. Помимо самих боксов здесь будут находиться санитарные и бытовые помещения, и склады.
На территории, где сегодня располагается резервная ДЭС аэропорта, строится трансформаторная подстанция и другие сопутствующие объекты. Проектом предусматривается подводка инженерных сетей, обустройство проездов и благоустройство территории аэропорта.
На вторую половину 2022 года запланирован запуск рейса Москва-Тикси. Планируется, что рейс увеличит поток туристов, и увеличит мобильность местного населения.
Зимой перевозка грузов в Тикси все также происходит по зимникам.