То, что есть большой карьерный самосвал «БелАЗ» мы все знаем с самого детства, когда старшие рассказывали об этих легендарных машинах, с тех пор в народе само название карьерных самосвалов стало "Белаз" вне зависимости от марки. Помню, как с гордостью мне рассказывал дед о том, что «Белаз» выпустил самую большую грузовую машину в мире, размером чуть не с пятиэтажный дом. Так ли это на самом деле? Давайте познакомимся с этой компанией поближе.
История основания завода
Белорусский автомобильный завод или сокращенно «БелАЗ» был основан в небольшом поселке Жодино на окраине Минска осенью 1958 года. Здесь был расположен завод сельскохозяйственных машин, который построили десятью годами ранее, но решили перепрофилировать.
В задачи завода входило наладить сборку мощных грузовых самосвалов с цельнометаллическим кузовом. Разгрузка предполагалась только задняя. Раньше такие карьерные машины выпускал Минский автомобильный завод (МАЗ). На тот момент было разработано и внедрено талантливым инженером Шапошниковым Б.Л. две модели грузовиков – это МАЗ-525 грузоподъемностью 24 тонн и МАЗ-530 грузоподъемностью 40 тонн.
Однако, страна нуждалась в большом серийном производстве карьерных самосвалов и «Маз» с этим не смог бы с этим справиться. Именно МАЗ-525 стал первым автомобилем, собранным в ноябре 1958 года на «БелАЗ». Чуть позже предприятие смогло приступить к выпуску и МАЗ-530. На самосвалы ставили мощный двигатель с V-образным расположением цилиндров модели Д-12А на 300 и 450 л. с.
Уже в 1961 году предприятие выпустило первый грузовик собственной разработки. Это стал Белаз-540 грузоподъемностью 27 тонн, полной массой в 48 тонн. В серию эти грузовики пошли в 1965 году и были оснащены по последнему слову техники на тот момент. Они имели:
- Мощный дизельный двигатель Д-12А V12 объемом 38,8 л с мощностью 375 л. с;
- Гидромеханическая автоматическая трехскоростная КПП;
- Гидроусилитель руля;
- 25 дюймовые шины;
- Гидропневматическая подвеска с объединенной гидросистемой.
В 1967 году автомобиль был немного усовершенствован – установили двигатель ЯМЗ-240 (объем 22,3 л. мощность 360 л. с.). Автомобиль завоевал всеобщее уважение, был удостоен награды «Знак качества» и признавался на международном уровне. Завод выпускал даже модификации для экспорта «540Т» и северную модель «540С».
До конца 80-х предприятие заметно расширило свой модельный ряд, здесь выпускались не только карьерные самосвалы, но и углевозные машины, аэродромные тягачи различной мощности. Так аэродромный тягач модели «74211» мог буксировать самолет массой до 210 тонн.
Самый значимый грузовик
В 1982 году был выпущен самый мощный на то время автомобиль модификации «7521», который мог перевозить до 180 тонн груза. Габариты автомобиля составляли 13,5х6х7,7 метра. На машине стоял двенадцати цилиндровый дизель с турбонаддувом, который выдавал мощность в 2300 л. с. Он приводил в движение генератор постоянного тока мощностью 1250 кВт, от которого было запитано два мотор-колеса мощностью по 560 кВт каждое.
Кузов машины имел объем 70 куб. м. и подогревался. Примечательно, что на автомобиле была установлена двухместная кабина. Скорость грузовик развивал до 50 км/час, расход топлива составлял 600 литров на 100 км. Полная масса достигала 330 тонн.
«БелАЗ» сегодня
По состоянию на 2019 год завод выпускает широкий модельный ряд грузовиков и шасси для различных целей. Годовой объем экспорта за 2018 год составил порядка одного миллиарда долларов. На экспорт идет более 90% всей продукции завода.
На сегодняшний день «БелАЗ» поставляет свою технику в 33 страны, 22 из которых являются дальним зарубежьем. Начат выпуск интеллектуальных самосвалов модели «7513R», которые могут работать в карьере без участия оператора.
Перевозка карьерных самосвалов осуществляется в основном на трале шасси отдельно от кузова.