В феврале 1984 года сборочные цеха Арзамасского завода покинул первый БТР-80. Эта машина создавалась коллективом талантливых конструкторов во главе с Мухиным И. С. и Мурашкиным Е. М.
Разработка проекта, была направлена на устранение недостатков, выявленных в более ранних образцах отечественных колесных бронетранспортеров. Результатом работы коллектива единомышленников, стала машина, которая и в наши дни является основой мобильности вооруженных сил. Перевозим военную технику с 2009 года.
Обратимся к истории развития отечественной бронетехники
В предвоенные годы, Советская военная промышленность разработала и освоила серийное производство целого ряда бронемашин. В большинстве случаев, это были разработки на базе гражданских автомобилей. Такой подход в проектировании обеспечил вполне приемлемую стоимость, высокую технологичность и необходимые боевые качества.
Но, к большому сожалению, вопрос производства бронетранспортеров практически не рассматривался. Это обстоятельство оказало крайне негативное влияние на мобильность и защищенность Красной армии в начальный период войны. Напротив, войска вермахта располагали довольно удачными для своего времени транспортерами пехоты. Это позволяло быстро осуществлять переброску войск на нужный участок фронта и обеспечивать её огневую поддержку пулеметным огнем. Кроме того, практика показала, что бронетранспортеры являются универсальной платформой для создания боевых и вспомогательных машин различного назначения. Частично, дефицит бронированных транспортеров пехоты удалось восполнить за счет поставок из стран-союзников. Но заканчивать разгром фашизма пришлось по большому счету в пешем строю или на автомобилях.
В послевоенные годы было принято решение восполнить этот пробел. Первенцами военной промышленности были БТР-40 и БТР-152. При их проектировании, применили методику использования в качестве базы, наиболее удачных гражданских образцов. Например, БТР-40 был разработан на основе отечественного грузовика ГАЗ-63.
Эксплуатация новой техники в войсках выявила основной недостаток машин этих серий. Оказалось, что они не могут уверенно форсировать линии окопов, небольшие рвы и другие подобные препятствия. Напротив, БРДМ-1 и БРДМ-2 уверенно их преодолевали, используя при этом систему выдвижных дополнительных колес.
Анализ ситуации показал, что необходимо разработать бронетранспортер с восьмиколесной ходовой частью и внушительным вооружением. Благодаря этому, была выпущена целая линейка образцов от БТР-60 до БТР-90.
Опыт эксплуатации и боевого применения БТР-60ПБ и БТР-70 выявил ряд факторов значительно снижающих живучесть машин и их эффективность на поле боя. Бензиновые двигатели стали причиной повышенной воспламеняемости. Неудачные люки затрудняли спешивание и не обеспечивали защиту бойцов от огня противника. Компоновка десантного отсека, расположение оборудования и приборов тоже были не слишком удачными. Боевые действия в горах выявили недостаточный угол подъема стволов для ведения огня по целям, расположенным на склонах. Все эти, а также другие менее значительные недостатки необходимо было устранить в новом проекте.
В первую очередь карбюраторные двигатели заменили дизельным. Такое решение позволило упростить трансмиссионную группу. Применение дизельного топлива снизило расход горючего и значительно уменьшило опасность возгорания в случае повреждения бронетранспортера. Размеры корпуса были существенно увеличены, что позволило рациональнее расположить десант. Амбразуры, расположенные по бортам, заменили развернутыми по ходу движения шаровыми установками. Возросла защищенность от попадания кумулятивных боеприпасов и при подрыве на минах. Для получения такого эффекта увеличили бронирование корпуса и днища.
Основные ТТХ БТР-80
· Экипаж, чел.: 3+7
· Масса, т.: 13,6
· Вооружение: пулеметы КПВТ 14,5 мм. (500 патронов), ПКТ 7,62 мм. (2000 патронов)
· Габариты, мм.: 7650×2900×2350
· Скорость, км/ч: 80
· Запас хода, км: 600
Модификации БТР-80
На базе бронетранспортера были разработаны также следующие виды бронетехники:
· БТР-80А – вариант с расположенным вне корпуса пулеметно-пушечным вооружением (пулемет калибра 14,5 мм., пушка калибра 30 мм.)
· БТР-80С – вариант с расположенным вне корпуса пулеметным вооружением (пулеметы калибра 14,5 мм., и калибра 7,62 мм.)
· БТР-80К - командирская машина
· БТР-80КШ – командно–штабная машина
· «Нона-СВК»- самоходная артиллерийская система
Кроме того, разработаны подвижные пункты управления огнем, ремонтно-эвакуационные машины, машины связи, радиационной и химической защиты, медицинские эвакуаторы и многие другие.
БТР-80 с честью вынес все трудности Афганской войны, прошел «горячие» точки после развала СССР и по сей день спасает жизни наших бойцов на Кавказе.