Урал ДЭ-226 — мощный шнекороторный снегоочиститель. Крупногабаритную машину на шасси от Урала-4320 широко используют в коммунальном хозяйстве. Она с лёгкостью:
- очистит от снега автомобильную трассу;
- приведёт в рабочее состояние взлетно-посадочную полосу аэродрома и место стоянки авиационных бортов;
- отбросит в сторону снежные валы, оставленные предварительно другими снегоочистителями с менее широким функционалом;
- погрузит снег в любое транспортное средство, используемое для его транспортировки, используя погрузочный жёлоб.
ДЭ-226 работоспособен в любой климатической зоне: ему не страшна экстремально низкая температура в -45 градусов.
Перевозка ДЭ226 осуществляется на трале со снятым ротором чтобы ширина груза была не более 2.5 метров, чтобы войти в "габарит".
Особенности конструкции
Самоходная машина работает по двухмоторной схеме: на привод механизма передвижения работает двигатель базового Урала, а привод снегоочистительного оборудования работает от другого двигателя, установленного сразу за кабиной. В качестве дополнительного двигателя сегодня используется четырёхтактный 12-цилиндровый двигатель 1Д12БМС (ЯМЗ-240НМ2) с непосредственным впрыском топлива. Вместе с ним под капотом за кабиной находятся системы, обеспечивающие его работу: смазки и охлаждения; предпускового подогрева, необходимого при работе при низких температурах;
Особенностью конструкции является ходоуменьшитель, он встроен в трансмиссию привода механизма движения, и даёт возможность получать рабочие скорости в интервале от 0,334 до 6,74 км в час. Снег может отбрасываться вправо или влево, в зависимости от того, по какому краю дороги движется шнекороторный агрегат.
Оборудование для снегоочистки у ДЭ-226
Рабочий орган агрегата представляет собой корпус с ножами вертикального и горизонтального расположения. Ножи подрезают снег, а затем обрушивают его.
В корпусе расположены два узла: метательный однороторный аппарат питатель с двумя шнеками.
Метательный аппарат — это ротор с шестью лопастями. Он заключен в безопасный кожух и оснащён патрубком, позволяющим менять направление вылета снега.
Питатель – это два однозахватных шнека. Они изготавливаются из трубного проката, полого внутри, и устанавливаются друг над другом. Оба шнека оснащаются винтовыми лопастями, спирали в них направлены навстречу друг другу.
Чтобы рабочий орган был максимально устойчив при работе, он опирается на металлоконструкции, расположенные шарнирно, и имеющие регулировку по высоте.
Так как нагрузка от рабочего органа достаточно высока, передняя подвеска Урала дополнительно усиливается.
История создания Урала ДЭ-226
Производство шнекороторов было налажено в Северодвинске в конце 50-ых годов прошлого века. Они изготавливались на базе ЗИЛ 157. Снегоочиститель изготавливался по одномоторной схеме: базовый двигатель не использовался, за кабиной устанавливался силовой агрегат Д-6 с мощностью 150 или 180 л.с. пользоваться одномоторной схемой было неудобно, и модель заменили более удобной и производительной. ДЭ-902 Установили на шасси от Урала, и к базовому мотору, используемому только для езды, добавили гражданскую производную танкового дизеля.
В 80-ые годы ДЭ-902 заменили на ДЭ-226, сменив бензиновый двигатель дизельным от Камаза.
Производительность мощной техники 1,5 тысяч тонн в час, при расходе топлива не более 150 л.
Элементарный расчёт показывает, что Урал ДЭ-226 более экономически выгоден, чем челночный вывоз снега и использование снегоплавильных машин. В советское время Минобороны закупало по 300 агрегатов в год, и использовало их на военных аэродромах, а во время Афганской войны машины расчищали снег на горных перевалах. Выпуск ДЭ-226 продолжается и в настоящее время.