Обновление статьи от 18.09.2023.
Разрешение на строительство Ленского моста в Якутии может быть получено до конца 2023. Об этом сообщил глава региона Айсен Николаев во время эфира передачи «Прямой разговор» на ВГТРК «Саха».
Напомним, 8 сентября проектно-сметная документация Ленского моста получила положительное заключение Главгосэкспертизы РФ. Общая стоимость объекта составит не более 130 млрд рублей.
13.02.2020 года «Ростех» и многопрофильный холдинг «ВИС», специализирующийся на особо крупных инфраструктурных проектах, подписали соглашение с правительством Якутии. Тема: мост через реку Лену практически в черте города Якутск.
Ленский мост соединит федеральную трассу Вилюй с двумя региональными автомагистралями – Леной и Колымой.
Перевозка спецтехники на Ленский мост, доставка различных грузов.
Проектируется вантовая двухполосная конструкция, длина её составит 3 км, и также будут построены расширения на входе и выходе моста, длина каждого составит 11 км.
Планируется, что автомобили, количеством до 5 тысяч единиц, будут развивать на мосту скорость 120 км/час.
Необходимость строительства
Более 80% жителей республики Якутия после открытия моста получат круглосуточно работающую наземную транспортную структуру.
Услуги трала в Якутске тоже станут круглогодичными.
У России появится новый выход к Охотскому морю. Сейчас к нему выход к нему есть в районе Владивостока, через БАМ и ТРАНССИБ, но этот выход находится на южных границах восточного побережья, а новый выход будет намного севернее. Это значит, что дорога на восточное побережье станет короче и выгодней экономически.
По данным финансовых аналитиков на перевозке грузов ежегодно будет экономиться 8 млрд. руб.
В государственный промышленный оборот можно будет ввести целый ряд месторождений и участков добычи полезных ископаемых, на общую сумму в 1 трлн. руб.
Ориентировочная стоимость строительства Ленского моста – 90 млрд. руб (на 2020 год). Это большая сумма, она вместе с технической сложностью проекта до сих пор служила препятствием для его реализации.
Основные сложности
В таких суровых условиях, которые имеют место в Якутске, ещё никогда не строились мосты такого типа: здесь вечная мерзлоты, повышенная сейсмичность до 7 баллов, и заторы изо льда на Лене. Более того, только в месте предполагаемого строительства моста у Лены однорукавное русло, а в принципе, и ниже и выше по течению Лена — это многорукавная река.
Часть Якутии, что на левом берегу Лены, вообще не имеет постоянной наземного транспортного сообщения с остальной частью РФ.
Транспортное сообщение Якутска с автомагистралью Колыма и с Амуро-Якутской ж/д возможна только через реку Лена – зимой по зимнику, а летом при помощи паромной переправы.
Почти половину времени сообщение осуществляется только авиацией, причём, даже летом Лена не всегда судоходна, так как периодически мелеет.
Мост планируют построить в узком месте реки, ширина русла там всего 2,5 км. Место строительства – село Старая Табага, входящее в городской округ, и расположенное в 30 км к югу.
В центре Якутска русло расширяется уже на 5 - 7 км, а далее в некоторых местах его ширина более 20 км.
Очень важно то, что отдельные рукава реки нельзя перегораживать, так как иначе перед строительной насыпью будут скапливаться большие массы воды, и размывать её, а это очень опасно во время половодья. Каждая протока нуждается в отдельном водостоке.
Получается, что Старая Табага – оптимальный, и даже единственно возможный район, где можно вести строительство.
Проект моста полностью готов, сейчас проводится Госэкспертиза строительства. Экспертное заключение будет выдано уже в мае 2021 г., и сразу после этого начнутся строительные работы.
В Якутске будет сформирован транспортно-логистический узел, где соединятся ж/д, водные и воздушные пути, и три автотрассы: Вилюй, Лена и Колыма.
Готовность Ленского моста планируется на 2024 г.. Предполагается, что пассажиропоток в регионе возрастёт вдвое, а объём грузоперевозок - с 2 до 6 млн. тонн в год.