Кючус - месторождение золота, рассыпного и рудного, в Верхоянском (и небольшая часть - в Усть-Янском) районе Якутии. Расположено на реке Кючус, левом притоке Яны. По запасам золота считается вторым в Якутии после Нежданинского.
Перевозка грузов зимником на месторождение Кючус тралами, бортовыми площадками, фургонами с 2009 года со стороны Якутска, Магадана, Хабаровска, Владивостока, Москвы.
Сделайте запрос на tral5570@gmail.com или позвоните нам 8-962-284-5570 , получите стоимость в кратчайшие сроки. Мы работаем по всему дальневосточному Крайнему Северу.
Кючус был открыт в 1963 году Экспедицией Якутского филиала ТГУ, но промышленно не разрабатывался, так как находится в местности с практически нулевой транспортной доступностью и нулевым же энергоснабжением. Геологоразведка велась в 1987-1993 г., запасы месторождения были оценены в 120 тонн золота. Предполагалось, что запасов хватит на 40 лет промышленного использования.
До сегодняшнего дня на разработку не хватало технологий. Дело ещё и в том, что Кючус - золото-мышьяково-сульфидное месторождение. Здесь повышенное содержание мышьяка, антимонита, ртути. Если экологически нормы безопасности не будут соблюдаться, масштабные работы на берегу притока Яны значительно отразятся на экологии региона.
С транспортным сообщением и логистикой на Кючусе действительно критично. До посёлка Усть-Куйга, стоящего на реке Яне, 50 км, добраться с грузом можно только по зимнику. А из Усть-Куйги можно добраться до «цивилизации» по Северному Морскому пути через Тикси, раз в год. В Усть-Куйге есть также и аэропорт местного значения. Поступающие с реки Лена речным транспортом тяжёлые грузы доставляются в Усть-Куйгу по воде во время летней навигации. Когда открываются зимники, грузы перевозятся в другие населённые пункты, и на участки золотодобычи в том числе.
Другой дороги до месторождения - нет. Что касается электричества, необходимого для промышленной разработки золотоносных пластов, вопрос долго оставался нерешённым. Для строительства Кючусского ГОКа дизельных генераторов будет катастрофически мало.
Нельзя положиться и на ПАТЭС- плавучую атомную станцию, потому что в мелководную Яну она зайти не сможет, и придётся строить ЛЭП от побережья.
Но оказалось, что решение может быть найдено.
Аукцион 8 октября
8 октября завершился аукцион на разработку месторождения. Его выиграло совместное предприятие «Ростеха» и «Селигдара» - «Белое золото».
Начавшись со стартовой цена в 2.2 млрд. руб., аукцион завершился на 7,735 млрд. деньги поступят в бюджет.
Во время аукциона было озвучено специальное условие: на месторождении должно будет использоваться не менее 35 МВт электроэнергии, от атомной станции малой мощности. Она будет построена в Усть-Куйге к 2028 году. Старт работ по строительству атомной станции в Усть-Куйге намечен на 2024 год. Основу станции составить реактор РИТМ-200, он используется в атомных ледоколах. Мощности реактора достаточно, чтобы снабжать теплом и электроэнергией новые промышленные объекты, а также она заменит уже работающие сегодня ТЭЦ. Это значительно улучшит экологию региона, а стоимость электричества снизится вдвое. Стоимость самого объекта составляет 56,1 млрд. руб. Срок эксплуатации запланирован на 60 лет. Для Кючуса - это единственно возможный рентабельный способ снабжения электроэнергией. Альтернативой ММАЭС могла бы стать парогазовая установка (ПГУ), работающая на природном газе, а также атомный генератор по проекту Анатолия Чомчоева, но они пока не имеют экономического обоснования.
Площадь золотоносного участка Кючуса составляет 8, 35 кв. км. Доступны для открытой разработки золота - 71 т., для подземной - 66 т.. Запасы для открытой добычи серебра - 16,7 т., для подземной - примерно 10 т. Ресурсный потенциал составляет более 250 тонн.
Ещё одно условие, включенное в аукцион - уровень добычи золота на месторождении, должен составлять 10 и более тонн с момента достижения проектной мощности.