Могоча — один из многочисленных городков Забайкальского края. Населенный пункт, основанный в 1910 году, получил статус полноценного города только в 1950-м. Сегодня он играет роль административного центра одноименного Могочинского района, с населением порядка 12 390 человек (по данным переписи, проведенной в 2021-м).
Перевозки в Могочу, услуги трала, бортового полуприцепа.
Работаем с 2009 года, доставим в труднодоступные районы Крайнего Севера Дальневосточного региона.
Отправляйте запросы на tral5570@gmail.com
Город золотого песка
Городок, расположенный рядом с Амазарским хребтом, получил свое название благодаря реке Могоче, впадающей в приток Амура. Здесь, в 609 километрах к северо-востоку от Читы, на протяжении последнего столетия специалисты добывают огромный объем полиметаллов и ценных руд.
В истории населенного пункта — немало значимых событий:
- В 1908-м тут построили первое полноценное зимовье, посчитав место схождения нескольких речек (Могочи, Амазара и Олонгро) приемлемой локацией для проживания в непростых климатических условиях.
- Могочинский р-н издревле считали одним из самых богатых российских регионов в плане золотых запасов. Старатели стремились попасть сюда с XIX века, активно формируя небольшие поселения.
- История городка началась со строительства Амурской железной дороги — именно тогда населенный пункт приобрел более или менее образцовый вид.
- В 1912-м в населенный пункт близ р. Могоча приехал первый паровоз. Спустя несколько лет здесь возвели полноценное железнодорожное депо. Будущая жизнь города была связана с локомотивным делом.
- В 1913 году тут возвели школу, больницу, казенную винную лавку, несколько питейных заведений и другие постройки, которые можно считать продвинутой инфраструктурой.
В послереволюционные годы Могоча приобрела статус города золотого песка. Сюда устремились сотни профессиональных геологов, в расчете на поиск нужных государству месторождений ценных металлов.
Могоча советского образца
Советская власть придала большое значение процессу развития как самой Могочи, так и близлежащего Могочинского района. Особое внимание уделялось, в первую очередь, промышленности, связанной с добычей полезных ископаемых. В разные времена здесь функционировали соответствующие предприятия, получавшие:
- золото россыпью и рудой;
- дисульфид молибдена;
- уран;
- уголь;
- триоксид вольфрама;
- железо и пр.
В 20-е годы прошлого столетия поиском ценных металлов в Могоче заведовали эксперты Амазаро-Урюмского ведомства приисков. В 1934-м учреждение прошло через процедуру плановой реформации и получило названием «Верхамурзолото».
Все 180 известных правительству скопления золота Могочи были объединены в 4 золотоносных узла. Ближе к 1970-м тут образовались полноценные артели профессиональных старателей. Вплоть до 2000 года Могочинский р-н отдавал четвертую часть всего, получаемого в Забайкальском крае.
Железнодорожная станция
Могоча — одна из крупнейших ж/д-станций Транссиба. В 1916-м здесь возвели Могочинское железнодорожное депо, а ближе к 1924-му в городке загорелась первая полноценная электролампочка. План по электрификации населенного пункта был реализован на сто процентов уже в 1928-м.
В 60-е годы прошлого столетия в Могоче построили центр ресурсоснабжения знаменитой Удоканской геологической экспедиции. Спустя 20 лет тут же оборудовали и ввели в использование полноформатную торговую контору. Параллельно с золотым песком, в городке добывали и древесину. Могочинский р-н — лидер Забайкалья по запасам дерева.
Как добраться до Могочи
Добраться до Могочи проще всего из Читы. Первый вариант — поезд рейса 002Э, билет на который обойдется в 1900-3000 рублей. Второй, куда более удобный способ — автомобиль или такси. Общая протяженность пути по классической автомобильной дороге составляет 585,3 километра. На путешествие уйдет не более 8 часов 24 минут, а водителю (если выбор пал на услуги таксомоторного парка) придется отдать около 5000-6500 рублей, в зависимости от сопутствующих условий.