
Железнодорожные перевозки негабарита в большей степени востребованы в таких отраслях народного хозяйства, как лесная, судостроительная, горнодобывающая отрасли, а также тяжелое машиностроение, строительство, сельское хозяйство.
Особенно актуальной для предприятий этих и других отраслей является перевозка тяжеловесных, негабаритных грузов на железнодорожном транспорте.
Работаем с 2009 года по России различными маршрутами, доставим в труднодоступные районы Сибири, Урала, Дальнего Востока и Крайнего Севера. Отвезем до максимально ближайшей станции, потом отправляем автотранспортом.
Ждем запросы на tral5570@gmail.com
Негабаритный груз перевозят на железнодорожных вагонах (платформа). В случае, когда перевозка груза невозможна согласно «Правилу перевозки груза на железнодорожном транспорте», грузоперевозчику дано разрешение на заключение отдельных договоров с отправителем или получателем груза. В договоре прописывают специальные условия транспортировки груза, ответственность сторон за его сохранность.

Договор — это своего рода форма железнодорожной накладной, которая выступает как основной документ при транспортировке и сопровождает груз в течении всего пути. Этот договор необходим в случае выставления претензии железной дороге при порче или потере груза. Либо клиенту предлагаются альтернативные варианты в виде перевозка негабаритных грузов автотранспортом
Подписание такого договора обусловлено особенностью грузовой железнодорожной перевозки, не прописанной в правилах, к примеру, перевоз груза в специфической упаковке или груз нестандартный по техническому и качественному состоянию. Именно такие грузоперевозки осуществляются на основании договора.
Принимая запросы на перевозку грузов и оценивая условия, выставленные заказчиком (специфические характеристики товара), перевозчик анализирует реальные возможности по перевозке этого груза. Он подготавливает список условий транспортировки его. При согласовании всех моментов они заносятся в договор, в котором также прописана ответственность отправителя и грузоперевозчика за сохранность товара в период перевозки. Готовый документ заверяют (подписывают) обе стороны.
Груз, который перевозится в открытом подвижном вагоне, считается негабаритным из-за несоответствия размера груза габариту транспортного средства.
1. Когда можно определить негабаритность
Наличие/степень негабаритности фиксируют ПОСЛЕ окончания погрузки, когда:
- Габариты самого груза + средства крепления уже не изменятся.
- Вагон (платформа, полувагон, транспортер) стоит на ровном пути без крена.
- Измерения выполняют сертифицированным инструментом (рулетка, шаблоны-габаритки) по трём осям: ширина, высота, длина.
2. Нормативная база
• Инструкция ДЧ-1835 «О перевозке негабаритных и тяжеловесных грузов на железных дорогах государств–участников СНГ, Латвии, Литвы, Эстонии».
• Правила перевозок грузов на ж.д. транспорте РФ (ППГЖТ).
• ЖД Габариты «0-ВМЕ», «02-ВМЕ», «03-ВМЕ» – предельные контуры.
• ГОСТ 9238-2013 (знаки «Негабаритный груз») – для маркировки.
3. Виды отклонения от габарита
| Вид | Что выходит за пределы стандартного контура |
|---|---|
| Боковая | груз/оборудование выступает влево или вправо |
| Верхняя | превышена допустимая высота над уровнем рельса |
| Нижняя | занята «мертвая зона» под полувагоном/платформой (опасно для стрелок, настилов) |
Если наблюдаются два и более видов — груз считается сложным негабаритным.
4. Степени негабаритности (ДЧ-1835)
| Степень | Превышение стандартного ж/д габарита, мм | Типовые ограничения по маршруту |
|---|---|---|
| 1 | до 400 (бок) / до 200 (верх) | разрешён по большинству путей без доп. условий |
| 2 | 401-800 / 201-400 | возможны местные обходы платформ и зданий |
| 3 | 801-1300 / 401-700 | требуют спец-согласований дорог СНГ |
| 4 | 1301-2000 / 701-1200 | возможны только по согласованному «оконному» графику |
| 5 | 2001-3000 / 1201-1800 | нередко обязательна укладка пути в «окно», снятие контактной сети |
| 6 | свыше 3000 / свыше 1800 | индивидуальный проект, сопровождение и временное демонтаж оборудования пути |
Точное «шаговое» деление см. табл. 3 Инструкции ДЧ-1835; приведены усреднённые значения для практической ориентации.
5. Порядок согласования перевозки
- Расчёты: схематический чертёж погрузки с размерами, центрами масс, нагрузками на оси.
- Заявка: форма ДЧ-1835-Прил. 1, подаётся отправителем в тех. станцию.
- Проверка дороги: служба вагонного хозяйства + службы пути и электроснабжения считают пропуск.
- Разрешение: телеграмма-разрешение «НГ» (негабарит) со значениям степени, маршрутом, скоростями, ограничениями.
- Маркировка: таблички ГОСТ 9238 («Негабаритный груз», «Подъём запрещён») + нанесение высоты/ширины маркером.
- Сопровождение: при 4–6 степени — вагон-прикрытие, спец. бригада, скоростное ограничение 25–40 км/ч, ночные «окна».
6. Что ещё важно помнить
• Тяжеловесность (масса) и негабаритность (габарит) оцениваются раздельно. Груз может быть тяжёлым, но влезать в габарит и наоборот.
• При совмещении двух факторов действует более жёсткий из регламентов.
• Для международных отправок (ЕС ↔ СНГ) дополнительно проверяют габариты G2/GA/GB (UIC).
• Любое изменение креплений в пути = повторная проверка габарита на ближайшей тех. станции.
Перевозка негабаритных грузов по железной дороге 20 и 40 футовых контейнеров и крупногабаритной сельскохозяйственной, дорожно-строительной и спецтехники. Также на такой платформе можно перевозить негабаритные грузы жд (тяжеловесные и длинномерные). Платформа оборудована дополнительными механизмами крепления для перевозки контейнеров - фитинги.

