Конструкция трубошпунта — круглая труба с диаметром от 530 мм, и сопрягаемые с ней коннекторы (замки), присоединённые способом сварки.
Перевозка трубошпунта осуществляется в зависимости от размера тралами, бортовыми полуприцепами, телескопическими платформами, грузовиками, жд платформами.
Трубошпунт может использоваться автономно, или в составе сложной металлоконструкции, но чаще всего входит в трубошпунтовую стену. Это инженерно-техническое сооружение, состоящее из повторяющихся элементов - ТШ, соединённых коннекторами. Такая стена служит прочной водонепроницаемой преградой, и отлично удерживает грунт в процессе строительства плотин, шлюзов, доков. Также трубошпунты могут служить временным ограждением эксплуатируемых в экстремальных условиях котлованов, при забивке в них свай.
Основное назначение конструкции – обеспечение безопасности при строительных работах.
Когда трубошпунт необходим
В соответствии с современными нормами СНиП конструкция закладывается в котлованы, имеющие следующие характеристики:
- песчаные, глубиной более 1 м;
- супесные, глубина больше 1,25 м;
- глинистые, с глубиной от 15 м;
- в грунте высокой плотности с глубиной от 2 м.
Стены котлована защищаются от осыпания и обрушения, в том случае, когда в нём планируется забивание свай.
Технология с использованием трубошпунтовых стенок широко востребована как альтернативное решение для водопонижения. Пазовые замки трубошпунтовой стенки позволяют получить герметичную конструкцию, сдерживающую влагу и не допускающую затоплений.
Чем трубошпунт отличается от шпунтовых ограждений других типов
- Момент сопротивления трубошпунтовой стены выше, чем у других подпорных конструкций;
- Высокая предельная нагрузка (горизонтальная и вертикальная)
- Небольшая металлоёмкость; Возможность монтажа герметичной стены простым соединением одного элемента с другим;
- Конструкция экологически безопасна, может иметь любые размеры в соответствии с проектом;
- При установке поверхность трубы позволяет располагать стенку под нужным углом.
Монтаж упрощается, так как трубы для изготовления ТШ имеют большой диаметр: стенка собирается быстро.
При расчёте используется компьютерное моделирование. Поэтому ТШ считаются более перспективными, чем другие шпунтовые конструкции. При изготовлении нормируется прочность.
Способы погружения ТШ
- Основной вариант – забивка молотами и копроустановками. Способ простой и быстрый, но неприменимый в условиях плотной застройки, так как ударные вибрации при забивке могут повредить близстоящим зданиям.
- Установки статического вдавливания. Безопасный бесшумный способ, наиболее эффективный на мягких грунтах. Относительный недостаток – высокая стоимость установки.
- Вибропогружение – наиболее востребованный способ, используемый на любых грунтах, за исключением скального. На плотных грунтах требует вспомогательных мероприятий – гидроподмыва, лидерного бурения.
История использования
Трубошпунт начал использоваться в России в последнее десятилетие прошлого века. Разработку вели «Запсибгидрострой» и «Сибречпроект».
В рамках её реализации программы возрождения торгового флота потребовались суда с осадкой до 17 м и водоизмещением до 150 тыс. т. Для газовозов и нефтеналивных судов такого дедвейта требовалась принципиально новая инфраструктура портов.
В 2016 г в порту Восточный (в бухте Врангеля залива Находка) был построен причал, расчётные глубины которого составляли 20 м. Он представлял собой сварную эстакаду с лицевой стеной из трубошпунтов. Проект продолжает развиваться, и скоро станет самым крупным в России терминалом по транспортировке угля
Для Крайнего Севера сегодня разрабатываются конструкции со стенкой до 28 м, ТШ сегодня широко применяется в нефте- и газодобыче в Сибири и на Крайнем Севере.