Чульман — благоустроенный крупный посёлок, стоящий на берегу реки с тем же названием, в месте, где в неё впадает ручей Локучакит, в Нерюнгринском улусе Якутии. ПГТ служит крупной логистической базой республики: через него проходит Амуро-Якутская железная дорога, и автомагистраль федерального значения «Лена». На окраине посёлка расположен крупный аэропорт.
Грузоперевозки в Чульман тралами, бортовыми площадками, фургонами с 2009 года со стороны Якутска, Тынды Благовещенска, Хабаровска, Владивостока, Москвы.
Сделайте запрос на tral5570@gmail.com или позвоните нам , получите стоимость в кратчайшие сроки. Мы работаем по всему Дальнему Востоку.
История Чульмана
На самом деле, посёлок основан ещё раньше, ещё в самом начале 20-го века как зимовье. В 1927 году сотрудники НКВД основали в посёлке пункт контроля перевозок золотых самородков по Орочонской тропе. В то время с золоторудных месторождений Алдана золото килограммами уплывало контрабандой Китай. Вскоре золотоносные месторождения были обнаружены и в окрестностях самого Чульмана — на ручье Незаметном. Тогда же началось строительство Автомобильной дороги от Якутска до Амурской области. Дорога имела (и до сих пор имеет) стратегическое значение, соединяя центральную часть Якутии с Большой Землёй.
Строительство потребовало появления населённых пунктов для строителей и обслуживающего персонала, а также перевалочных баз. Начало строительства проходило в очень суровых условиях: капитальных домов было мало, большая часть рабочих жила в палатках. Продовольствие подвозили нерегулярно из-за сложной транспортной доступности. Для перевозки грузов пользовались «гужевым транспортом» - верблюдами, которых приводили караваном из Монголии. Дорожное полотно укатывали катками и з дерева.
Первым градообразующим предприятием посёлка стал автопункт, обслуживающий АЯМ, что уже к 1934 году сделало посёлок крупным логистическим центром Тимптонского района. Здесь тогда жило уже более 500 человек, работали авторемонтные предприятия, завод по производству кирпича, угольная шахта.
Начиная с 70-ых годов Чульман функционировал как строительная база города Нерюнгри. Работал машиноремонтный завод «Стройдеталь», автобазы, подразделения ДРСУ.
В 80-ые годы возле Чульмана было обнаружено большое угольное месторождение. Получилось так, что посёлок оказался в самом его центре, поэтому здесь была организована крупная Южно-Якутская экспедиция.
Сегодня список полезных ископаемых в окрестностях ПГН продолжает увеличиваться: началась разведка алмазных месторождений, на очереди — платина. В 2018 году началось промышленное освоение угольного месторождения Верхне-Талуминское.
Аэропорт
Аэропорт Чульмана — крупное авиапредприятие, способное принять самолёты любой модели и габаритов. После реконструкции он неоднократно назывался в числе лучших в России. Имеет международное значение и считается запасным для межконтинентальных авиарейсов. Чульманский аэропорт используют при перелётах Свверая Америка – Азия.
Социальная сфера и достопримечательности
В посёлке развитая инфраструктура: несколько школ и детских садов, больница с санаторным отделением и роддомом, поликлиника. Есть кинотеатр, музыкальная школа. 14 торговых точек. Работает мощная ТЭЦ.
Рядом с ПГТ находится популярная в Якутии база отдыха и геотермальный источник. Здесь туристы отдыхают в любой сезон. Кроме этого для туристов разработаны интересные маршруты со сплавами по реке, они относятся к третьей категории сложности и тоже пользуются популярностью. Туристов привлекает охота, в первую очередь на зайца и птицу. А также любительская рыбалка на ленка, тайменя и хариуса. Открыто несколько источников с минеральной водой качественного состава, и большие запасы питьевых артезианских вод.
Чульмаканское месторождение
Чульмаканское месторождение каменного угля расположено примерно в 35 км к северо–востоку г. Нерюнгри. Также местоположение объекта можно определить, ориентируясь на поселок Чульман. Залежи находятся примерно в 15 км севернее этого населенного пункта. Площадь залежей – около 0,7 кв. км. Предполагаемые запасы каменного угля по категории С1 – около 230 тыс. т.
Важные геологические условия расположения объекта
Крупнейшие пласты каменного угля на Восточном участке были обнаружены в 1930 году. Это открытие состоялось, благодаря строительству Амуро–Якутской автомобильной магистрали.
Участок находится в зоне относительно спокойного пологоволнистого расположения угленосной толщи. Здесь содержится около 30 угольных пластов, но для промышленности важны не все. Так, особенную ценность представляют: Д19, Д15, Д14, Д11, Д7, Д5.
Информация о месторождении и условиях
Расположено месторождение на территории Нерюнгринского района РС. Для поверхности обозначенного участка характерным считается среднегорный и умеренно-расчлененный рельеф. Для большей части площади актуальными являются абсолютные отметки с пределом от 800 до 850 м.
На участке присутствуют рассечения, образованные характерными ручьями. Территория имеет крутые склоны, а также долины V–образной формы. Наиболее масштабным из всех ручьев считается Налымакит.
Климат, преобладающий в местном регионе, можно охарактеризовать как резко континентальный. Зима здесь довольно продолжительная и суровая. Лето короткое, но при этом может быть весьма жарким, если ориентироваться на температурные показатели:
- среднегодовая температура воздуха составляет – 7,5 оС;
- в зимнее время года температура здесь может опускаться до – 63 оС;
- в июле часто возникают повышения до + 36 оС.
Существенные заморозки наступают уже в последних числах сентября.
Транспортная доступность
Территория Чульмаканского каменноугольного месторождения считается труднодоступным участком. Для доставки угля с промышленной площадки используется транспорт специального назначения.
Так, в транспортировке задействованы автосамосвалы БелАЗ 75404 грузоподъемностью 30 т. Они ездят до прирельсового склада, расположенного рядом со станцией «Чульбас».
Запасы каменного угля по степени изученности
Балансовые угольные запасы на Налымакитской площади Чульмаканского месторождения дают следующие показатели по категориям:
- С1 ⁓ 230 тыс. т;
- Р1 ⁓ 580 тыс. т;
- Р2 ⁓ 1 117 тыс. т.
Данные систематически изменяются.
Угли гумусовые, зольные, причем зольность в пластах неравномерна: от 10–15 до 25–30%. Порода относятся к блестящей и полублестящей, микроструктура кларенового и ультракларенового типа. В большинстве ископаемые представляют собой однородную гелифицированную массу с незначительным включением структурных микрокомпонентов.
Негативное воздействие на окружающую среду
Горное предприятие в ходе своей деятельности оказывает определенное негативное влияние на окружающую среду. Воздействие наблюдается по трем направлениям:
- атмосферный воздух;
- земельные ресурсы;
- поверхностные водоемы.
Загрязнение атмосферы происходит непосредственно в процессе погрузки и транспортирования угольных пород. Выбросы вредных веществ в этом случае делятся на организованные и неорганизованные.
На земельные ресурсы оказывает негативное воздействие проведение горных выработок разного назначения. Поверхностные водоемы также получают ущерб из-за осушения месторождений, регулярных сбросов потенциально вредных веществ.
Для существенного снижения уровня негативного воздействия, постоянно принимаются новые меры. В частности, используется современное оборудование, разрабатываются инновационные технологии.