Посёлок Аян основан в 1843 году, он должен был стать начальным пунктом Амгино-Аянского тракта, связывающего Якутск с берегом Охотского моря. Русско-Американская компания планировала возить по тракту товары на оленьих упряжках.
Перевозка грузов зимником в Аян тралами, бортовыми площадками, фургонами с 2009 года со стороны Якутска, Томмота, Магадана, Хабаровска, Владивостока.
Сделайте запрос на tral5570@gmail.com или позвоните нам 8-962-284-5570 , получите стоимость в кратчайшие сроки. Мы работаем по всему дальневосточному Крайнему Северу.
В 1846 г. посёлок получил статус порта. Посёлок с населением менее 800 человек находится в труднодоступной местности, почти половина жителей – представители малочисленных народов Севера. При этом сан район обладает огромным ресурсным потенциалом. Недалеко от поселка расположены золотые и платиновые месторождения, а также месторождения молибдена, олова, редких металлов. Район богат строительными материалами: известью, базальтом, гранитом, гравием, бутовым камнем.
Предприятия Аяна
Большинство местного населения занимается производственно-промысловым хозяйством — оленеводством и пушным промыслом. Добычу рассыпного золота ведут артели «Восток», «Амур», «Прибрежная», работают рыболовецкие предприятия, добывающие не только рыбу, но и морские продукты.
Транспортная инфраструктура
Летом транспортное сообщение реализуется морским транспортом, круглый год работает аэропорт: среднемоторные самолёты совершают регулярные рейсы несколько раз в неделю. До Нелькана проложена автодорога. Артель старателей "Амур" заключила с авиакомпанией "Восток" на регулярные перевозки Аян – Нелькан — Аян.
Ведётся строительство автомобильной дороги от Аяна через Нелькан до Югорёнка, расположенного на границе с Якутией.
Завод по производству метанола
Гонконгская компания Sherwood Energy Ltd. собирается строить возле Аяна самый крупный в мире завод по производству метанола. Соглашение о намерениях подписано давно, ещё в 2018 году.
Строительство заводских корпусов, прокладка газопровода из Якутии (природный газ используется в технологическом процессе), дополнительная инфраструктура: всё это по расчётам должно укладываться в 740 млрд. руб.
Проектная мощность комбината — до 7 млн. тонн метилового спирта в год, это десятая часть всего мирового производства.
Для того чтобы вывозить в Китай готовую продукцию, необходимо реконструировать порт Аян.
Проект перспективный, но подвергается серьёзной критике. Местное население беспокоится об экологии, а эксперты считают проект недостаточно реалистичным.
Окончательное решение о строительстве пока не принято, он обсуждается и прорабатывается. Важно то, что критика направлена на производство метанола, но это только небольшая часть проекта, остальное – инфраструктура, в том числе и транспортная, против которой никто не возражает.
При выборе точки строительства инициаторы проекта остановились на Аяне, так как он логистически привлекателен: недалеко располагаются газовые месторождения, и имеется не сильно загруженный порт для транспортировки готовой продукции.
Проектные работы должны были завершиться до начала 2021 года, но свои коррективы внесла пандемия: представители китайской стороны были в Аяне в феврале, но после этого границы были закрыты и контакты отложены.