Иенгра — административный центр одноимённого наслега, село, расположенное в 55 км от Нерюнгри, на берегу реки Иенгра. Рядом с селом проходит федеральная автотрасса «Лена» и Дальневосточная ж/д.
Наслег включен в программу развития газоснабжения и газификации Республики Саха (Якутия) на период с 2021 по 2025 годы, ожидается строительство от Газораспределительной Станции Иенгра до населенного пункта.
Перевозка грузов в Иенгру и из него тралами, бортовыми площадками, тентами с 2009 года со стороны Якутска, Благовещенска, Хабаровска, Владивостока.
Сделайте запрос на tral5570@gmail.com или позвоните. Мы работаем по всем труднодоступным районам Республики Саха (Якутия), Чукотского АО, Магаданской области и всего Дальнего Востока.
История Иенгры и её уникальность
Год образования села – 1926, тогда оно называлось Золотинка, как и близлежащая грузопассажирская железнодорожная станция. Сегодня в селе проживает почти 1000 человек, из них более 80% - эвенки.
Осесть в Золотинке эвенков-кочевников побудило золото. Проводники – каюры ещё в конце 19-го века привели сюда золотоискателей, которые и начали обживать эту землю. Эвенки поселились рядом, устроили стойбища, и начали перевозить почту и грузы на транспортных оленях.
В селе имеется несколько хозяйственных центров родовых общин, усадьба кооператива «Золотинка», школа и интернат для детей оленеводов, и этнокультурный центр.
Жители занимаются традиционным кочевым оленеводством, звероводством – разведением чернобурок, и промысловой охотой.
Уникальность села в том, что здесь бережно сохраняется язык и культура эвенков, северного народа с самой длинной историей.
Село благоустроено, здесь много социальных и торговых предприятий, хорошо развито образование: школа-интернат хорошо оснащена, полностью укомплектована учителями. От ж/д станции Золотинка проложена ЛЭП.
В этнографическом музее собраны материалы по традиционным промыслам эвенкийского народа, разделённые по разделам: охотничий промысел, оленеводство, традиционное стойбище и эвенкийские религиозные верования.
В книге отзывов музея есть записи японских, итальянских, американских, венгерских туристов. Этнографический и экстремальный туризм в Иенгре имеет большие перспективы, дело лишь за грамотным менеджментом и инвестициями.
В 1977 г в Иенгре и окрестностях снимали художественный фильм по сценарию Б.Бунеева, «Злой дух Ямбуя»: местные жители с удовольствием снимались в массовках.
Хозяйственная деятельность
Старожилы из местных жителей уверены, что если не будет оленеводства, исчезнет культура и язык.
А проблем в селе и окрестностях немало. Иного браконьеров, много волков, и много мелких старательских артелей, которые губят природу при добыче золота, и не всегда её восстанавливают. После добычи золота остаётся так называемый «лунный ландшафт»: земля перекопана, и на этом месте не растёт ни трава, ни деревца. Земля почти мёртвая, и если оставить её в таком виде, ягель — корм для оленей, ещё долго не будет здесь расти. А это означает потерю пастбища, самое страшное, для оленевода. В 2014 году Иенгринский наслег оформил ТТП — зону с особыми условиями землепользования, таких зон сейчас немало там, где компактно проживает коренное население. Но если крупные компании, как золотодобытчиков, так и угледобывающие предприятия, ответственно подходят к своим обязанностям сохранять природу, и оказывают селу постоянную инвестиционную поддержку, то мелкие артели этой обязанностью пренебрегают.
Большие сложности и у другой традиционной хозяйственной деятельности села Иенгра - у звероводства. Несколько десятилетий в селе действует уникальное предприятие — звероферма, на которой разводят лисиц особого окраса – серебристо-чёрных. Породу здесь улучшали ещё во времена СССР, выписывали лисиц из Татарстана, с Алтая, из Латвии. Качественные шкуры высоко ценились на аукционах. Сейчас ферма не может работать на промышленном уровне. Там осталось не более 300 лисиц, и их промышленное разведение нерентабельно, затраты на одно животное достигают 10 тыс. руб. а шкурка на продажу 5 - 6 тыс. руб. Однако звероводы не собираются сдаваться. Недавно на звероферме построили новые шеды — деревянные навесы с лесами для установки клеток. Здесь поместили маточное поголовье лисиц из Норвегии и соболей из Тверской области. Они будут освежать «кровь», то есть генетические линии зверей клеточного содержания.