Талдан – большое село в Сковородинском районе, и одновременно – станция железной дороги Село благоустроено, имеет развитую промышленную инфраструктуру, сейчас в нём проживает 2990 человек. В границах села расположено озеро и ручей Талдан Первый.
История села
Первое упоминание о Талдане относится к 1910 году, во время расчистки территории для будущей железной дороги и внутренней станции. Вокруг здания станции и технических станционных зданий стали возводить крепкие деревянные дома для служащих ж/д, многие из них сохранились до сегодняшнего дня. Население стало прибывать на активную стройку, и вплотную к станции развернулось строительство зажиточных индивидуальных домов и усадеб, стали разбиваться огороды. Новые жители пытались выращивать овощи, но в суровом климате Приамурья они не вызревали, всё уходило в рост – в ботву. Из деревни Воскресеновка, стоящей на берегу Амура, был проложен колёсный путь. Так как затея с огородами успехом не увенчалась талданцы стали развивать скотоводство: на 400 человек жителей здесь имелось более 200 голов скота. Основным местом работы в Талдане стала железная дорога. При станции работала больница, имелось 6 столовых и 4 бани, слесарная, кузнечная и сапожная мастерская.
первая школа была открыта в 1912 году. 1 октябре 1913 года в Талдане, где уже насчитывалось более тысячи жителей, побывал знаменитый путешественник Фритьоф Нансен. В 1914 году бал освящён вновь построенный храм. С началом движения по железной дороге на станции была открыта дистанция, оборотное депо, служба водоснабжения с водозабором на незамерзающем Шандорском ключе.
Талданский леспромхоз начал свою работу в 1928 году. До 1947 года распиловка леса велась вручную, затем была частично механизирована. Газогенераторные автомобили с полуприцепами для вывоза леса леспромхоз ввёл только после окончания войны, до этого лес вывозили на лошадях.
Экономика Талдана
На ж/д станции ежедневно останавливаются поезда дальнего следования до Владивостока, Москвы, Хабаровска, Читы. А также электрички до Нерюнгри и Магдабачи. Грузовые поезда прибывают на специально выделенные отдельные пути, на станции имеется 6 крытых складов, дистанция пути №13, поддерживающая в надлежащем состоянии объекты местного путевого хозяйства.
В селе два крупных предприятия, сносящие основной вклад в жизнеобеспечение.
Самое крупное — Талданский щебёночный завод. Работает предприятие с 1981 года, и занимается разработкой порфиритов и туфов. Продукция завода — путевой и строительный щебень, а также бутовый камень. Проектная мощность завода - 780 куб. щебня. Основной потребитель — забайкальская ж/д. От основной ж/д станции до заводского погрузочного пункта проложен подъездной путь длиной 4 км.
Ещё одно крупное предприятие села – Талданский леспромхоз, заготавливающий круглый необработанный лес и реализующий пиломатериалы.
Все дома Села подключены к модульной котельной, по программе инициативного бюджетирования вдоль берега ручья разбит красивый парк.
Талданское золото
В талданских ручьях много рассыпного золота, но жители опасаются, что его добыча нанесёт серьёзный ущерб окружающей среде. И в первую очередь – находящемуся ниже по течению водохранилищу, откуда берётся питьевая вода. Лицензированный золотодобытчик — компания «Мадок», имеющая техпроект отработки месторождений. Уже ведутся подготовительные работы, обустраивается фильтрационный отстойник, начались вскрышные работы. Однако золотодобытчик согласился пойти на уступки местным жителям и внести изменения в проект. Чтобы снизить риск неблагоприятного влияния на окружающую среду, «Мадок» согласился собственными силами построить дополнительные сооружения, сокращающие влияние на окружающую среду. До внесения изменений в проектную документацию работы производиться не будут.