Трэкол – интересное транспортное средство, не часто встречающееся на наших дорогах, а вот на крайнем севере его можно увидеть часто. Это плавающий шестиколёсный вездеход с шинами сверхнизкого давления, аналогов которым просто нет, а их конструкция запатентована в России, США и Канаде. Такие шины позволяют вездеходу двигаться не только по снегу, влажному грунту и болоту, но и по моховому ковру тундры, практически его не повреждая. Именно поэтому вездеход и называется «трэкол», что значит транспорт экологический.
На Севере суровые условия, и проехать там на гусеничной или тяжёлой колёсной технике возможно далеко не всегда. Вездеход с шинами сверхнизкого давления не тонет в вязком грунте, проходит наземные преграды, способен даже плавать.
Компании «Трэкол» недавно исполнилось 20 лет. Производственный участок по сборке вездеходов находится в подмосковных Люберцах. Первым их покупателем стал Газпром, а сейчас обладателями экологического транспорта являются не только компании, по роду своей деятельности вынужденные двигаться по бездорожью, но и частные лица. Все 20 лет работы компания производитель совершенствует свои модели, и сегодня в линейке Трэколов их 11. В России и во всём мире продано более 5 тысяч автомобилей.
Перевозка трэкола с компанией Карго-БиЭлджи
Стеклопластиковый кузов
Есть два типа Трэколов, предназначенных для работы в различных условиях. Первый с обычным цельнометаллическим кузовом от УАЗа, а вот второй – с полностью оригинальным кузовом из стеклопластика. Такой, например у 8-местной модели 39294. У стеклопластикового кузова низкая теплопроводность, поэтому использовать его можно при температуре до – 60 градусов. Кубический сантиметр стеклопластика весит менее 2 г, это в 4 раза меньше, чем весит сталь, в 2,5 раза меньше, чем весит титан, и на 35% легче веса кубического см алюминия. При этом удельная прочность стеклопластика выше, чем у алюминия и стали.
Вездеход водоплавающий
Стеклопластиковый кузов герметичен, и это вместе с шинами с высоким водоизмещением, придаёт автомобилю плавучесть. Выхлопная труба и люки находятся в вездеходе выше ватерлинии. При желании на вездеход можно установить лодочный мотор, плавающий прицеп, или трюмные помпы. Плыть вездеход может за счёт гребного эффект при вращении колёс в воде, максимальная скорость при спокойной воде составляет 3 км/ч. если требуется повысить «мореходные» качества, а вездеход можно установить водомётный движитель.
Шины сверхнизкого давления
Особенность шин – равномерное давление колёс на почву. Эта характеристика вместе с большим объёмом и сверхнизким давлением позволяет Трэколу преодолевать непроходимые территории. Такие шины, в отличие от обычных, оставляют неглубокую колею, и это большое преимущество:
- облегчается движение;
- экономится топливо;
- а главное – не повреждается растительность, что для условий тундры очень важно.
Давление на грунт у Трэкола небольшое, поэтому он только приминает траву, она затем поднимается. Это значит, что после проезда вездехода дорога не заболачивается, продолжает оставаться проезжей.
небольшая жёсткость и высокая эластичность резинокорда заставляет шину деформироваться, адаптируясь к неровностям рельефа, это обеспечивает отличное сцепление с грунтом. Шина полностью обтекает рельеф и может обходиться без грунтозацепов. Движение вездеходов разрешено даже по асфальту, а вот гусеничной технике на дороги общего назначения путь закрыт. Заявленный ресурс шин — 80 000 км, но при условии, что по твердому покрытию машина пройдёт только 15% пробега, или меньше. Вездеход способен двигаться со скоростью 70 км /час.
Трэколы успешно работают на буровых установках, на Чукотке, в ЯНАО. Один вездеход выполняет особые задачи в Люксембурге, несколько машин закупила организация «Врачи без границ» для работы в тяжёлых африканских песках.