Северомуйский тоннель — самый длинный железнодорожный тоннель в России и по совместительству самая грандиозная стройка БАМа. Его строительство началось в эпоху Советского Союза — в далеком 1977 году. На то, чтобы проехать по сооружению, среднестатистический поезд тратит порядка 15 минут. В то время как на проезд по обходному пути уходит около 2,5 ч.
Особенности инженерного сооружения
Северомуйский тоннель носит статус ключевого объекта большой Байкало-Амурской магистрали. Подготовка к его прокладке началась почти 50 лет назад. Первые этапы подготовительных работ — в 1975 году, элементы горнопроходческих мероприятий — в 1977-м. С сентября 1979-го по 1981-й стройка была заморожена из-за внушительной аварии, связанной с прорывом грунта подземными водами.
На возведение Северомуйского тоннеля было потрачено 26 лет. Первый поезд проехал по инженерному сооружению в 2001-м, а официальное открытие состоялось спустя пару лет, Конструкция объекта включает в себя ряд уникальных в технологическом и инженерном плане решений. За водоотведение отвечает транспортно-дренажная штольня, а вентиляция обеспечивается огромными стволами.
В числе основных особенностей Северомуйского тоннеля:
-
за сутки по сооружению могут проехать 16 пар железнодорожных подвижных составов;
-
общая длина объекта составляет 15,3 км, что делает его одним из самых протяженных ж/д-тоннелей не только в России, но и в мире;
-
время проезда составляет 15 минут, а на перемещение по обходному пути поезда тратят свыше двух часов.
За проведение строительных работ отвечали эксперты сразу двух крупных предприятий — ОАО «Бамтоннельстрой» и ОАО «Нижнеангарсктрансстрой». Первые отвечали за подземную часть сооружения, вторые возводили разнообразные наземные объекты.
Вторая версия тоннеля
В августе 2019 года специалисты «Сибантрацита» учредили компанию, основная задача которой заключается в возведении второй версии Северомуйского тоннеля. За проектирование, производство и поставку тоннелепроходческих отвечает предприятие из СМА The Robbins Company.
К сожалению, в 2020 году проект был приостановлен. Вполне возможно, что с течением времени, когда экономическая и политическая обстановка в стране придет в норму, его перезапустят. Соответствующие процессы укладываются в общую концепцию модернизации БАМа на все сто процентов.
Перевозка грузов на Северомуйский тоннель происходит через дорогу Магистральный - Таксимо