Спецтехника в большинстве своем работает в условиях полного бездорожья, так как с ее применением как раз и строятся дорожные сети или производится благоустройство территории. Для площадок, куда на колесном приводе заехать проблематично используется техника на гусеничном ходу. Как все начиналось? Давайте разбираться.
История изобретения
Что интересно, колесные тракторы начали набирать популярность одновременно с гусеничными, хотя такой привод появился намного позднее колеса. Первые упоминания об использовании гусеничного привода датированы 18 веком. Тогда проект носил название «бесконечные рельсы» и представлял собой дорогу, которая образовывалась с использованием деревянных плашек. В качестве движителя выступала лошадь, которой данная система облегчала работу по бездорожью.
Признание привод получил гораздо позже, когда паровые двигатели начали изготавливать на потоке. Первый «локомобиль» собрал в 1932 году Джордж Гиткот. На нем большие ведущие колеса охватывала лента с наклеенными на нее деревянными траками. Только лишь в конце 19 века были созданы рабочие прототипы будущих гусениц, изготовленные из металла. В серию такие нововведения пошли в 20-ом веке.
Типы траков
На данный момент можно разделить гусеницы на три группы:
- Резиновые – используют для предотвращения повреждений, которые могут нанести. Используются в снегоходах, легких тракторах и вездеходах;
- Комбинированная резино-металлическая – используются в основном на вездеходах, снегоболотоходах. Снижают шум при движении, позволяют меньше проваливаться в почву, за счет чего развивается более высокая скорость движения;
- Металлические – достаточно прочные и надежные гусеницы. Используют в тяжелых тракторах, вездеходах, танках. Для движения по болотистой местности траки делают более большими и широкими, что увеличивает площадь опоры и исключает пробуксовки в мягком грунте.
Траки соединяются в ленту путем специальных фиксаторов – пальцев. Существуют типы с различной фиксацией с использованием гаек, шпилек. Для уменьшения шума и вибраций широко используют пальцы с резиновыми прослойками (РМШ). Следует выполнять техническое обслуживание и вовремя смазывать пальцы, чтобы исключить вариант заклинивания.
На траках расположены грунтозацепы различного исполнения, основная задача которых предотвратить пробуксовку и надежно закрепиться в грунте для продвижения машины вперед. Особенно это актуально для мощных бульдозеров, где грунтозацеп идет по всей ширине трака и имеет большую высоту.
Траки на левой и правой гусенице, как правило, взаимозаменяемы, что позволят их унифицировать. При необходимости изменением их количества в ленте можно регулировать натяжение. Простейшая конструкция позволяет повысить срок эксплуатации и при необходимости проводить ремонт силами машиниста на месте выполнения работ. За счет массивности имеют в собранном состоянии большой вес, который может превышать 1000 кг на одну ленту.