Эксплуатантом Накынского рудного поля является компания АЛРОСА. Месторождение открыто не так давно: в 1994 году Ботуобинская геологоразведочная экспедиция открыла в Нюрбинском районе кимберлитовую трубку, её так и называли Ботуобинская в честь ГРЭ.
Грузоперевозки на Накын тралами и бортовыми полуприцепами. Сделайте запрос на tral5570@gmail.com или позвоните нам , получите стоимость в кратчайшие сроки. Мы работаем по всем труднодоступным районам Дальнего Востока и Крайнего Севера.
Ещё через два года рядом с первой трубкой была обнаружена ещё одна, получившая название «Нюрбинская». Трубки были расположены глубоко, под слоем пустой породы в 60 – 80 м, но оказались богатыми не только по содержанию, но и по качеству алмазов.
С самого начала разработки Накынского рудного поля был создан ГОК Нюрбинский, и первые ковши с вскрышной породой были отгружены в 2000 году, а первый ковш алмазоносной руды отгрузили уже в мае 2002 года.
Именно на Накынском месторождении АЛРОСА опробовала вахтовый метод добычи, построив посёлок вахтовиков рядом с аэропортом, в 5 км от карьеров и в 9 км от ГОК. Сегодня в посёлке проживает 860 человек, и все они – вахтовики, приезжающие на две недели из Мирного, Верхневилюйска и Нюрбы, и затем ещё на две недели уезжающие по домам. Самолёты Ан-38-100 делают два рейса в день, привозя и забирая с карьеров по 54 человека ежедневно.
Размеры Накынского месторождения составляют 2х5 км, кимберлитовые трубки расположены в развилке рек Марха и Накын. Грузы для строительства сюда завозили именно по реке. Быстрое строительство высокопроизводительной фабрики на Накынском рудном поле стало возможным благодаря работникам водного транспорта Лены.
Отряд речных судов компании АЛРОСА – Лена совершил в 2002 и 2003 годах ряд удачных переходов по северным рекам из Усть-Кута до Накына, доказав, что доставлять на ГОК грузы можно не только по зимнику, но и по реке Марха, которая считалась до этого несудоходной
Сегодня в структуру ГОК Нюрбинский входят два карьера и две обогатительные фабрики №15 и №16.
Карьер Нюрбинский
Размеры по поверхности составляют 1945х1050 м, а по дну 324х105 м. работы ведутся открытым способом, глубина карьера составляет 380 м, а предельная проектная глубина – 570 м. Срок отработки этого карьера намечен на 2043 год.
Алмазосодержащую руду добывает экскаватор Liebherr с ковшом в 15 кубометров. Отвозят породу в отвалы самосвалы Caterpillar, работают также 90-тонные БелАЗы, погрузочные экскаваторы с ковшами в 11,3 кубометра и погрузчики с ковшами 12 кубометров.
Рудное тело имеет овальную форму, и чтобы до него добраться, пришлось пройти 123 м вскрышной породы.
Рудное тело отличается от вскрыши даже визуально, оно имеет серо-голубой цвет. Также визуально заметно, что буквально от поверхности карьера начинается вечная мерзлота.
Карьер Ботуобинский
Несмотря на то, что кимберлитовая трубка была открыта раньше, разработка этого карьера началась только в 2012 году. Производственная мощность карьера - 300 тысяч тонн руды в год.
Сегодня глубина Ботуобинского карьера составляет 130 м, но будет увеличиваться до тех же 570 м. Техника здесь не отличается от той, что на карьере рядом. Работы ведутся круглые сутки, смены делятся на дневные и ночные. Руду вывозят на склад, а вскрышные породы - в отвалы.
В окрестностях обоих карьеров находятся россыпные месторождения, они, конечно, тоже будут разрабатываться, но позже.
К Накынскому месторождению относится и трубка «Майская». Её разработку планировалось начать уже в этом году, но сроки из-за пандемии чуть сдвинули на начало 2021 года.
Проектная производительность обогатительной фабрики № 16 составляет 1,4 млн. тонн руды в год, и это наиболее современная фабрика по уровню автоматизации процессов в алмазодобывающей промышленности мирового уровня.
ГОК не сбрасывает отходы в окружающую среду, и имеет статус предприятия с высокой экологической безопасностью.