Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Билибинская АЭС

Опубликовано 31.10.2023

Билибинская АЭС. ПеревозкиБилибинскую атомную электростанцию по праву называют уникальным сооружением. Во-первых, она находится за полярным кругом в условиях вечной мерзлоты. Самая северная АЭС построена в центре Чукотского автономного округа. Во-вторых, это самый малый филиал государственного концерна «Росэнергоатом». Ее энергетическая мощность на сегодняшний день составляет всего 48 МВт. Работая в изолированной энергосистеме, АЭС полностью обеспечивает электроэнергией малочисленный северный регион со всеми его горнорудными и золотодобывающими предприятиями.

В 2021 году была введена в эксплуатацию новая ЛЭП «Билибино - Песчанка», протяженность которой составляет 235 км. После подачи напряжения, в месторождении «Кекура» начнут выполнять плановые объемы. Для работы больше не придется использовать дизельные генераторы. А регион получит дополнительное финансирование в виде налогов, которые будут израсходованы на меры социальной поддержки населения. Строительство ЛЭП продолжалось чуть более двух лет. Проект финансировался за счет средств Чукотского автономного округа, а также при поддержке Минпромторга России.

История возникновения атомной электростанции

Необходимость строительства атомной электростанции в таком отдаленном и сложном регионе была обусловлена именно добычей золота. Стоит отметить, что данный район был мало исследован вплоть до начала 40-х годов прошлого века.  Все кардинально изменилось в 1941 г., когда прибывшая сюда экспедиция геологов открыла месторождение рассыпчатого золота. С этого времени инфраструктура отдаленного региона начала развиваться самыми быстрыми темпами. Это строительство трассы, взлетно-посадочной полосы, палаточного городка, а затем, и жилья для рабочих и специалистов. Так возник поселок Билибино, названный в честь известного в то время геолога.

Бурное развитие региона требовало значительных объемов электроэнергии, а доставлять топливо из центральных районов страны было очень затратно. Именно это и послужило основанием для принятия решения о строительстве заполярной электростанции.

Строительство БАЭС

Построить АЭС в условиях сурового климата и сложного гористого рельефа было довольно сложно. При этом к оборудованию реакторной установки выдвигался целый ряд требований:

  • простота в обслуживании и управлении в сочетании с высокой надежностью;
  • высокая степень защищенности реактора в случае возникновения аварийных ситуаций;
  • использование в работе режима переменных нагрузок;
  • блочная конструкция, в которой четко определены оптимальные весогабаритные характеристики, мощность и предусмотрена возможность внезапного отключения блока с сохранением работы остальной энергосистемы;
  • сведение к минимуму доделочных и монтажных работ.

Упор был сделан на использование простых, но прочных металлоконструкций, которые соединялись с помощью высокопрочных болтов. Чтобы было проще поддерживать температуру, все технические объекты планировалось разместить под одной крышей. Строительство АЭС началось в 1966 г., а уже через два года был запущен первый энергоблок электростанции. В 1974 году все 4 энергоблока были готовы, и электростанцию ввели в эксплуатацию.

Современная история БАЭС

В связи с принятием программы продления сроков безопасной эксплуатации энергообъектов в 2003 г. был проведен комплекс работ, который позволил оценить текущий уровень безопасности Билибинской АЭС. В последующие три года проводилась модернизация реакторной установки, замена устаревшего оборудования – насосов, приводов систем управления и защиты, электроизмерительных приборов. Это позволило использовать АЭС еще на протяжении 15 лет. Стоит отметить, что за весь период эксплуатации не было инцидентов и аварий, которые бы привели к негативным последствиям. Это свидетельствует о высоком уровне безопасности Билибинской АЭС.

В 2019 году первый энергоблок был полностью остановлен. На конец 2020 г. лицензию на продление эксплуатации сроком на 5 лет получили второй и третий энергоблоки. Судьба четвертого энергоблока пока не решена.

В наши дни остро встает вопрос о закрытии этого градообразующего предприятия, что, конечно же, определенным образом скажется на численности населения в этом регионе, которое и так резко сократилось в последнее десятилетие.

 

Наши перевозки: